Шахматная культура | шахматная композиция | правила игры | история шахматистов
Шахматная культура
Этот век - век точных знаний. По крайней мере это имеет большое отношение к шахматам. Неужели случайно сотни тысяч страниц посвящены шахматной теории, которая представляет собой живое отражение концентриованной и обобщенной практики? Невозможно поверить в наше время в совершенствование шахматиста без работы над дебютом и эндшпилем. Роль точных знаний здесь проявляется более рельефно. Но бывает так что и опытные шахматисты не знают, самых элементарных основ эндшпиля. Эти шахматисты стичтаются с недостачной шахматной грамотностью и могут в любой момент потерять свое преимущество.
Взять хотя бы матование одинокого короля противника конем и слоном. Хотя такие окончания редко случаются. Бывает что шахматисту такой случай попадается впервые даже при достижении мастерского уровня. И здесь шахматист может попасть в сложню ситуацию, если не будет знать приемов, ведущих к достижению цели. Как известно непиятельского короля необходимо отвести в угол, соотвествующий цвету слона. Этот прием выполняется при совместном взаимодействии всех фигур и короля. Причем маневры коня выполняются по определенному контуру. Бывают множества игр самых разных уровней игроков, но эти ошибки будут неизбежны, поэтому нужно не только изучать основные принципы правила и прнципы эншпиля, но и довести их знания до автоматизма. В практической борьбе часто некогда размышлять персчитывая варианты. Нечего доказывать, что столь же тщательного изучения требует и дебютная теория. Хотя есть целый ряд систем и вариантов требующие прежде всего стратегического понимания. Но немало в теории и таких моментов, где преобладает тактические моменты. Нужна не только логика, но бывает мало и позиционного чутья. Всегда нужно точно знать в какой позиции какой комплекс ходов. Культура шахматиста состоит не только из знаний, но и определяется глубоким проникновением в тактику игры.
Начинающий шахматист в качестве одного из первых постулатов усваивает правило : слон (а также конь) равен трем пешкам, ладья - пяти, ферзь - десяти. Однако очень скоро шахматист сталкивается с загадочным поведением фигур: вдруг слон оказывается сильнее ладьи, две легкие фигуры одолевают ферзя и даже пешка, скромная единица измерения, достигнув предпоследнего ряда, готова стать ферзем! Шахматная материя бунтует - ценность фигур становится относительной.